Аутизм у детей - Health OK – Портал о здоровом образе жизни
 
ЗдоровьеСемейный доктор
Аутизм у детей

Аутизм у детей

Аутизм: как распознать и что делать

Аутизм (или инфантильный аутизм) – это расстройство работы головного мозга, которое развивается из-за нарушения его развития. Проявляется оно в раннем возрасте в виде различных нарушений социальной адаптации человека, сферы его общения. Аутизм еще называют синдром Каннера или аутистическое расстройство.

Аутизм… Это страшное слово еще до недавнего времени вызывало страх среди населения. А обеспокоенные мамочки с ужасом запрещали своим чадам общаться со странными детьми. Однако сейчас мы уже знаем, что детки-аутисты ничем не отличаются от здоровых и опасности не представляют, разве что требуют особого подхода и внимания.

Аутизм: что это такое

Аутизм – это нарушение работы головного мозга, которое выражается особенностью общения и поведения человека в социуме. Обусловлено оно нарушением развития нервной системы, которое генетически обусловленное.

Однако, несмотря на то, что за последние годы ученые далеко продвинулись в изучении расстройств аутистического спектра (РАС), до сих пор истинная причина их возникновения спорная. Одни утверждают, что во всем виноваты определенные комбинации генов, а другие – мутации.

Кстати, не так давно многие родители опасались вакцинаций, как провоцирующего фактора аутизма. Это в свое время стало причиной массового отказа от прививок. Но сейчас общеизвестным и доказанным фактом стала непричастность вакцин к этому состоянию.

Какие есть признаки и симптомы аутизма у детей

Признаки аутизма, как правило, проявляются в возрасте до трех лет. Но внимательные родители могут заподозрить заболевание уже на первом году жизни:

– малыш не реагирует на знакомые лица, не улыбается в ответ на мамину улыбку, не реагирует на свое имя, безэмоциональный;
– ребенок старается играться сам, не любит шума, яркого света, близкого контакта. Его раздражают громкие разговоры, объятия, скопление людей. Он с большим удовольствием уснет возле любимой игрушки, чем с мамой;
– взгляд «глаза в глаза» вызывает дискомфорт, и ребенок старается смотреть мимо, сквозь;
– плача в кроватке, малыш не тянется на руки, а просто выражает свое недовольство.

Считается, что аутисты воспринимают своих родителей как обслуживающий персонал. Не могу утверждать так ли это, но отсутствие родителей приносит сильный дискомфорт малышам, выбивает их из привычной колеи.

Мама обязана находится всегда рядом, в зоне досягаемости, быть на виду. В противном случае мы получим клиническую картину, очень похожую на интоксикационный синдром (недомогание, повышение температуры тела, слабость, вялость и т.д.). Вот только причина не характерная.

Еще одним из проявлений аутизма является обособленное поведение, когда улыбку или смех ребенка может вызвать не живой человек, а предметы, звуки, свет, игрушки, украшения, брелоки, одежда, музыка, мигание лампочек… Малыш не замечает происходящего вокруг и в то же время веселится, а в компании ему становится совсем не интересно.

Ребенок-аутист замкнутый в себе. Он с большим трудом идет на непродолжительный контакт с окружающими. Со временем из-за этого дети отстают в развитии, они не умеют находить общие темы для разговора, не могут высказаться, у них низкая успеваемость и часто нет друзей. Лучшим собеседником становится телевизор или компьютер.

Для них характерны монотонные однотипные движения: сыпать песок, крутить колесо, вертеть что-то, открывать-закрывать дверцы, наматывать нитку или шнурок и т.п. Попытки взрослых переключить их внимание встречают сильнейшее сопротивление с развитием истерики.

Проявление расстройств аутистического спектра у деток старше года несколько отличается, но в целом все сводится к стремлению быть одному. Они не подражают поведению взрослых, не копируют их манеру высказывания.

Их очень тяжело обучить чему-либо: одеваться, застегивать пуговки или змейки, складывать одежду или игрушки по своим местам. Детки всячески стараются вернуться к любимым монотонным действиям: просмотр одних и тех же фото, мотание головой, проговаривание различных повторяющихся звуков.

Синдром Каннера

В еде аутист переборчив, он может употреблять только определенные продукты, например, хлеб, молоко, творог, макаронные изделия. Сейчас уже известно, что виной всему содержащийся в них глютен и казеин, которые действовали на молодой организм специфически и вызывали зависимость.

Ребенок может начать разговаривать в возрасте от 1,5 до 1,8 лет, однако со временем это становиться не интересно, и он ограничивается просто повторением фраз за взрослыми, как бы кривляясь. О себе говорит в третьем лице. Ему чуждо «почемучкать». Малыш может с удовольствием слушать музыку и раздражаться от какого-то скрипа, шороха, шелеста листьев, звука машин и т.п.

Дети с аутизмом привыкли выполнять четкие алгоритмы (одевать определенную одежду, идти по одной дороге, начинать действие с какой-то одной фразы и пр.), а любое отклонение от привычного им действия вызывает бурную негативную реакцию.

Чаще всего на подобные проявления обращают внимание родители со стажем, поскольку им уже есть с чем сравнивать на примере развития старших детей. А молодые могут не заметить нарушений поведения их чада из-за незнания возрастных особенностей.

Кроме того, в детском организме происходят и более четкие нарушения, связанные с чрезмерным накоплением тяжелых металлов:

 из-за слабости мышц нарушается осанка, нарушена общая и мелкая моторика, ребенок не может удерживать в руках предметы (складывать пазлы или мозаику, плохо пишет, не может соединить воедино разные мелкие части);
 его беспокоят часто гастриты, язвы, панкреатические расстройства;
 из-за слабого иммунитета постоянно страдает простудными заболеваниями, глистными инвазиями, грибковыми поражениями;
 кожа у ребенка часто сухая, истонченная, трескается и воспаляется;
 проявление аутоагрессии – ребенок причиняет вред себе из-за невозможности правильно высказаться;
 могут быть припадки.

Способы диагностики аутистического расстройства у ребенка

Чтобы определить есть ли у вашего ребенка аутистические расстройства, необходимо внимательно наблюдать за ним везде: дома, в транспорте, на улице, в детском садике, в парке. Если вы сомневаетесь, можно посетить по этому поводу вашего педиатра, проконсультироваться у психоневролога или психолога.

Главные признаки, которые должны насторожить родителей:

– в год у ребенка отсутствует лепет;
– в год он не использует жесты для выражения своих потребностей;
– в 1,5 года не говорит никаких слов;
– в 2 года не может соединить два слова в фразу, а только повторяет за другими (эхолалия);
– если у ребенка резко утрачивается социальный или языковый навык.

Существуют различные схемы опроса и шкалы наблюдения для диагностики аутизма, благодаря которым можно определить тяжесть состояния аутистического расстройства:

– Опросник для диагностики аутизма (ADI-R);
– Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOOS);
– Оценочная шкала детского аутизма (CARS).

Необходим также сдать общие анализы крови с лейкоцитарной формулой и общий анализ мочи, кровь на наличие тяжелых металлов.

Детский аутизм

Причины возникновения РДА

Несмотря на постоянное изучение синдрома раннего детского аутизма(РДА) или синдрома Каннера, на данный момент тяжело утверждать, что именно послужило первопричиной его развития. Считается, что виной всему гены, которые вызывают неправильное развитие нервной системы и в дальнейшем определяют характерные проявления РДА. Они передаются по наследству.

Однако даже в здоровой семье может родиться аутист – при возникновении спонтанной мутации, при делении нервных клеток на поздних сроках беременности. Может иметь место и раннее воздействие тератогенных факторов в первом триместре беременности.

Существую также целый ряд факторов, которые могут играть немаловажную роль в развитии аутистических расстройств:

– продукты, содержащие глютен и казеин;
– инфекционные заболевания;
– различные тяжелые металлы;
– химические вещества (фенолы, фталаты, выхлопные газы, различные химические растворители), пестициды;
– вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, наркотики);
– различные стрессы беременных.

Лечение и коррекция аутизма у детей

Лечение стоит начать с изменения отношения к ребенку в семье и кругу близких. Методика терапии подбирается строго индивидуально. Ребенка необходимо длительно и упорно учить навыкам самообслуживания и общения, начинать следует как можно раньше.

Не стоит забывать о занятиях с логопедами, социальными психологами. Хорошо себя зарекомендовала и трудотерапия, во время которой приобретаются одновременно несколько навыков: обучение какому-то виду труда, умение сконцентрироваться и общение с другими.

Есть рекомендации о необходимости нормализации питания. Для деток с аутизмом важна безглютеновая и безказеиновая диета. Существует практика, когда с целью профилактики аутизма, беременным и кормящим женщинам, а также детям до 3 лет из рациона питания полностью исключали глютен и казеин.

Если вышеуказанные методы не приносят желаемого результата, приходится прибегать к медикаментозному лечению. Врачи назначают противосудорожную терапию, психотропную, иногда – антидепрессанты и нормотимики.

При своевременном выявлении нарушений в поведении ребенка, при комплексном подходе к лечению, правильном отношении к нему в семье и кругу близких, со временем возможна социализация ребенка с аутизмом.

Стоит помнить, что люди с аутизмом – такие же, как и мы. Они тоже нуждаются в любви, ласке и взаимопонимании, они влюбляются и дорожат кем-то, но не умеют проявлять своих эмоций так открыто, как это делают другие.

Published: 17/11/18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *